Потомственные матери-одиночки угрожают обществуВ помощь мужчинам 

Потомственные матери-одиночки угрожают обществу

Борьба за равноправие полов, которой несколько десятилетий назад с завидным рвением предались женщины, приносит вполне конкретные плоды. Традиционные представления о «ячейке общества» претерпевают радикальные изменения. По мнению некоторых специалистов, дело может дойти до того, что мужчины не только вообще перестанут быть главами семьи, но и будут исключены из ее состава.

Социолог Джефф Денч в своем исследовании обратил внимание на то, что у матерей-одиночек чаще рождаются девочки, нежели мальчики. Дочери вырастают, и весьма велик шанс, что они последуют материнскому примеру и также родят ребенка без мужа. Таким образом складываются семьи, состоящие из одних только женщин — матерей-одиночек во втором и даже третьем поколении.

Согласно статистическим данным, более половины женщин, воспитанных матерями-одиночками, сами становятся таковыми. Еще десять лет назад этот показатель равнялся 44 процентам, а по данным 2008 года он достиг 53 процентов. Это серьезные цифры — особенно если учесть тот факт, что такие чисто женские семьи в современном обществе существуют достаточно комфортно. Бабушка приглядывает за ребенком, а мать и взрослая дочь зарабатывают на вполне достойное существование.

Психологи убеждены в том, что такие семьи неполноценны, потому что отцовское воспитание нельзя заменить ничем. Однако сами женщины, которые живут подобной жизнью и категорически не согласны впускать в нее мужчин, придерживаются иной точки зрения.

К примеру, семья Джейн Хатчинсон состоит только из ее кровных родственниц по женской линии. Сейчас пожилой даме за шестьдесят, а свою дочь Полин она родила в шестнадцать — от местного автослесаря. Во времена ее молодости беременность до брака считалась великим позором. Родители выгнали ее из дома, и Джейн пришлось жить в приюте для сбившихся с пути несовершеннолетних девушек. Через три года после рождения ребенка она вышла замуж, но брак продлился всего ничего. Испытания, которые выпали на долю этой женщины, сделали ее слишком самостоятельной — и неуживчивой.

Полин сейчас работает торговым представителем крупной фирмы. За ее плечами, как и у матери, осталось неудавшееся замужество: свадьба, сыгранная в 20 лет по юношеской прихоти, закончилась беременностью — и расставанием. Девушку поддерживала мать — и своей любовью, и своим примером. «Если вы росли без отца, то перспектива стать матерью-одиночкой не будет вас пугать или казаться ненормальной. Поэтому традиция воспитывать детей самостоятельно передается по женской линии из поколения в поколение», — считает Джефф Денч.

А вот дочь Полин — Кайли уже сознательно выбрала одиночество. Она забеременела от своего приятеля в 17-летнем возрасте и отказалась от помощи матери, которая предлагала поговорить с отцом ребенка Дэвидом и убедить его жениться. Прерывать беременность Кайли тоже не захотела и родила дочку Сару. При этом она продолжала периодически встречаться со своим бойфрендом и спустя два года снова от него забеременела. И опять на свет появилась девочка — Эмма.

Сейчас Кайли убежденная сторонница одиночества. «Люди напрасно приравнивают подростковую беременность к несчастному случаю. Кого-то это, возможно, шокирует, но уже в 16 лет я начала мечтать о собственном ребенке. Некоторые наверняка подозревают меня в том, что я родила двух детей ради получения жилья, но на самом деле я и не думала ни о каких льготах», — уверяет девушка.

Отец ее девочек живет неподалеку и оказывает посильную помощь — иногда сидит с девочками и покупает игрушки. Но это, как утверждает Кайли, не ответ на ее просьбы, поскольку она его ни о чем не просила. Просто сам Дэвид хочет принимать участие в жизни детей, поэтому запрещать ему с ними видеться было бы незаконно и жестоко.

Джейн и Полин утверждают, что не только не одобряли решения Кайли отказаться от замужества, но и пытались ее переубедить. «Ребенок без мужа — это последнее, чего я бы пожелала для своей дочери. Мне хорошо знакомы все проблемы, с которыми сталкивается мать-одиночка, так что я знаю, что предстоит Кайли. Остается только надеяться, что Дэвид всегда будет рядом, и когда-нибудь она все же согласится выйти за него», — рассуждает Полин.

Она вспоминает, что весть об отказе беременной дочери от регистрации брака с отцом ребенка стала для нее потрясением и разочарованием. «Мне кажется, Кайли слишком ориентируется на нас с мамой, — сокрушается Полин. — Мы невольно показали ей дурной пример, который она считает нормой. Переубедить ее не получается. Всякий раз, как мы заговариваем на эту больную тему, дочь попрекает меня моим же прошлым».

К слову, в Великобритании проблема неполных семей имеет и свои специфические особенности, весьма далекие, к примеру, от российских реалий. Так, социолог Джефф Денч сомневается в том, что английские матери-одиночки не задумываются о льготах, которые им сулит их «ущербный» статус. Во многих европейских странах размер пособий таков, что незамужняя женщина, родив ребенка, может не работать.

«Принято считать, что доля одинокой матери тяжела и горька, — говорит эксперт. — Но давайте задумаемся над тем, что тяжелее: отказаться от семейной жизни в пользу полной самостоятельности или приложить все усилия для того, чтобы брак состоялся. Многим современным женщинам второе дается сложнее, и они с легким сердцем плодят безотцовщину, при этом играя роль социальной жертвы«.

Согласно собранным Денчем данным, 57 процентов матерей-одиночек никогда не сожительствовали с мужчинами, что было их осознанным выбором. В Англии каждую четвертую семью возглавляет женщина, воспитавшая детей без мужа.

«Так называемые расширенные женские семьи, состоящие из трех поколений, провоцируют развитие новой семейной субкультуры. Живут они небогато, как правило, на социальные пособия, — объясняет Денч. — В работе они не слишком заинтересованы, потому что могут прокормиться и без нее. Общество, в котором объем льгот для матерей-одиночек настолько высок, что они могут не работать, находится на прямом пути к разобщению. Нельзя ожидать стремления к семейной жизни от людей, которых материально поощряют отказываться от брака».

Обилие «расширенных женских семей» имеет и другие побочные эффекты. Научно доказано, что дети матерей-одиночек более слабы физически, обладают низким иммунитетом и хуже учатся в школе, потенциально склонны к асоциальному поведению, рискуют получить проблемы с властями и полицией, а также с высокой степенью вероятности станут безработными и будут воспитывать ребенка без супруга.

Наталья Синица

Источник: http://www.pravda.ru/society/family/life/09-03-2010/1021001-0/?mode=print

Похожие записи

Оставить комментарий